Советы педагога-психолога

Долгосрочные последствия физических наказаний детей

Физические наказания основаны на страхе, а не на осознании ребенком своего поведения, поэтому с их помощью нельзя достичь устойчивых позитивных изменений в поведении; при этом в будущем они всегда приводят к нарушению эмоциональных отношений с родителями, снижению самооценки ребенка.

Общеизвестно, что физическое (и эмоциональное) насилие приводит к негативным последствиям.
Несмотря на то, что информации о последствиях наказаний становится больше, такие способы воспитания детей все еще остаются популярными.

Последствия наказания детей

  • Рост агрессивности в детях
  • Физическое насилие во взрослом возрасте
  • Снижение когнитивных способностей
  • Снижение способностей к эмоциональному развитию

 Ключевые последствия

  1. Рост агрессивности в детях

Агрессия провоцирует агрессию. Физическая агрессия со стороны родителя (даже если она призвана остановить агрессию или другое нежелательное поведение со стороны ребенка) приводит к росту агрессивности ребенка. Дети не умеют различать физическую агрессию как насилие и физическую агрессию, которая призвана остановить или изменить их поведение. Телесные наказания приводят к росту агрессии в школах.

  1. Физическое насилие во взрослом возрасте

Дети, пережившие физическое насилие в детстве, вырастая, используют те же способы воспитания и наказания собственных детей. Только 7% взрослых, которых НЕ били в детстве, физически наказывают своих детей, по сравнению с 24% взрослых, которых в детстве наказывали. Порка учит детей, что причинять боль другим людям – это нормально, и что с помощью физического насилия можно решать проблемы в отношениях. Став взрослыми, многие продолжают в это верить. Вместе с тем стоит сказать, что большинство людей, пережившие опыт физического наказания в детстве, меняют свое отношение к физическим наказаниям, когда вырастают.

  1. Снижение когнитивных способностей

Физические наказания влияют на когнитивное развитие. Есть исследования, подтверждающие связь телесных наказаний и ослабления когнитивных способностей. Порка влияет на способности к обучению.

  1. Снижение способностей к эмоциональному развитию

У детей, подвергающихся физическому и вербальному насилию, чаще диагностируют личностные и аффективные расстройства во взрослом возрасте. Опыт физического насилия приводят к хрупкости самооценки, повреждениям мозга, нарушениям внимания, в более позднем возрасте зависимостям от опасных веществ.

 

Вот такая радуга добрых дел распустилась в детском саду “Звёздочка”. На ней можно увидеть как дети вместе с родителями занимаются добрыми делами: изготавливают поделки и дарят их, строят добрые дома, кормят добрых лошадок и птиц, дарят книжки, читают вместе сказки, показывают спектакли и много много других добрых дел…
Потому что, потому что,
Всех нужнее и дороже,
Всех доверчивей и строже,
В этом мире доброта.
В этом мире доброта…

   
   

Страничка педагога-психолога в первую очередь адресована тем, кто заинтересован в гармоничном, всестороннем развитии своего ребенка и тем, кто хочет побольше узнать о детях, их развитии, проблемах и их разрешении. А так же воспитателям, работающим или будущим педагогам-психологам, и просто тем, кому интересна психология.
Надеюсь, информация, которую вы сможете найти на сайте, будет для Вас полезна, интересна и может быть поможет при решении каких-то проблем.

С уважением педагог-психолог Козвонина Наталья Станиславовна

 

“Гимнастика для мозга”

В ноябре в детском саду педагог-психолог Козвонина Наталья Станиславовна провела мастер-классы по использованию Гимнастики мозга в развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

На мастер-класс были  приглашены педагоги и родители, которые заинтересованы в воспитании физически, интеллектуально и эмоционально здорового ребёнка и детей с проблемами в развитии. А также все взрослые, которые хотят повысить работоспособность, развить творческие способности и обучаться новому легко и непринужденно, улучшить качество и содержание своей жизни и получить удовольствие от движений.

И основным инструментом стала Гимнастика мозга. Это комплекс простых и доставляющих удовольствие упражнений, облегчающих все виды обучения и особенно эффективных для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности, улучшающих мыслительную деятельность, синхронизирующих работу полушарий, способствующих запоминанию, повышающих устойчивость внимания, помогающих восстановлению энергии, облегчающих процессы чтения и письма.

На мастер-классе мы попробовали выполнить простые и забавные упражнения из Гимнастики Мозга Пола Дениссона и упражнения из Ассиметричной гимнастики  для рук Роджера Сперри. Почувствовать как под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения в нашем организме, образуются новые связи УМ – ТЕЛО. Попробовали выявить скрытые способности. И узнать каким образом эти упражнения можно использовать на занятиях с детьми в дошкольного возраста для их развития.

 

Чтение вместо психолога: какие сказки избавят ребёнка от комплексов и страхов

 Каждая мама знает: лучший способ уложить ребёнка спать, успокоить, развеселить или заинтересовать – прочитать ему сказку. При этом далеко не все родители в курсе, что волшебные истории могут выполнять роль не только снотворного и «антидепрессанта», но и психолога. При помощи правильной сказки получится «вылечить» ребёнка от застенчивости или, например, понять причины его плохого поведения.

Несмотря на то, что люди сочиняют волшебные истории многие тысячи лет, сказкотерапия как отдельное направление в психологии появилась относительно недавно – в конце прошлого века. Как и многие другие ноу-хау, этот метод изначально использовали в работе с «особыми» детьми (аутистами, гиперактивными и т. д.). Результаты были потрясающими: психологи при помощи сказкотерапии смогли добиться значительных улучшений в состоянии больных деток. Если метод работает у ребят со сложными психологическими проблемами, то с капризами и страхами вашего крохи справится тем более.

Сказкотерапия – по сути, манипуляции с волшебной историей, которую ребёнок должен не просто выслушать или прочитать, а переделать, дописать на свой лад, разыграть по ролям, объяснить причины поведения того или иного персонажа. Из-за того что малыш будет наделять сказочных героев своими переживаниями, на свет вылезут все его обиды и комплексы, которые до этого момента прятались в потаённых уголках души. Поняв, что конкретно терзает, волнует и расстраивает ребёнка, вам будет намного легче найти с ним общий язык, помочь ему решить проблемы.

Кто обидел Несмеяну?

Чтобы применять сказкотерапию на практике, вам не понадобится диплом профессионального психолога. Просто вспомните с ребёнком любимую сказку, а затем попросите его рассказать её заново. Будьте внимательны, не перебивайте, но и не забывайте задавать уточняющие вопросы. В ходе вашей беседы может выясниться много интересного. Например, окажется, что Серый Волк из «Красной Шапочки» был злым, потому что девочка и бабушка не хотели с ним дружить и он чувствовал себя одиноким. Скорее всего, и ваш сорванец часто дерётся на детской площадке вовсе не из-за скверного характера – просто другие ребятишки почему-то не зовут его в свои игры. А царевна Несмеяна плачет с утра до вечера, потому что её мама и папа всё время ругаются. В данном случае грустная королевна – ваша дочь, а её родители – вы с мужем. Видимо, ваши отношения волнуют ребёнка намного сильнее, чем вы думали.

Нащупав проблему, переходите к её решению. Постарайтесь выяснить у крохи, что могло бы исправить положение и порадовать царевну или как помочь Серому Волку. Но ни в коем случае не подталкивайте ребёнка к ответу, который кажется правильным вам.

Переделывая по своему усмотрению сказку, малыш выберет вариант, наиболее подходящий его внутреннему состоянию. И это будет ответ, который не только даст вам ключик к решению проблемы, но и позволит ребёнку освободиться от внутреннего напряжения.

Будьте внимательны! Если чадо переписывает хороший конец сказки на плохой, делает доброго героя чрезмерно жестоким и мстительным или, сочиняя историю, акцентирует своё внимание на агрессии и сценах насилия – стоит обратиться к психологу. В серьёзных случаях психокоррекцией, пусть даже сказочной, должен заниматься профессионал.

Заклинание от страхов

Впрочем, переделывание известных историй – не единственный приём сказкотерапии. Если вы давно знаете о какой-то проблеме своего ребёнка, подберите или даже сочините сами волшебный рассказ, максимально перекликающийся с его ситуацией. Если ребёнок стеснительный и переживает из-за отсутствия компании, пусть герой покажет малышу, как находить друзей, а если чадо боится темноты, расскажите о том, как ваш персонаж справился с этой фобией. Придумайте волшебное заклинание, которое помогло герою побороть страх. Вооружённый этим чудо-заговором, в следующий раз, когда погаснет свет, ваш малыш будет более спокоен и уверен в себе и своих силах.

А ещё не мешайте ребёнку фантазировать. Родители часто упрекают своих чад в излишнем сочинительстве. Иные даже категорично запрещают «эти глупости». Не торопитесь примыкать к рядам таких серьёзных пап и мам. Психологи утверждают, что детские фантазии – настоящая «самотерапия». Придумывая истории, ребёнок проговаривает волнующие его вопросы и пытается найти на них ответы. Ведь сказки, которые сочиняет ваш малыш, не только отражают его внутренний мир, но и способствуют его личностному развитию, учат решать жизненные задачи.

Не забывайте, что любая сказка, которую вы читаете своему ребёнку, должна быть позитивна и хорошо заканчиваться. Старайтесь избегать историй-фэнтези типа «Властелина колец» Толкиена. Несмотря на то, что добро побеждает зло, в них слишком много тёмных, отрицательных персонажей – даже самый солнечный малыш может потерять ориентиры, если на него как из рога изобилия посыплются бесконечные батальные сражения жутковатых монстров.

Принцесса? Королевна!

Если хоть одна из ваших приятельниц утверждает, что она в детстве никогда не переодевалась принцессой или феей, – несомненно, подруга лукавит. Впрочем, как и многие солидные папы, осуждающие отпрысков за «чингачгукские» перья в голове или «бэтменские» крылья. Все дети обожают примерять на себя различные роли и облачаться в сказочные костюмы. Помимо удовольствия, из этой игры можно извлечь огромную пользу. Если, к примеру, вы мама застенчивой, неуверенной девочки – позвольте ей стать прекрасной королевой. Подведите красавицу к зеркалу, и вы увидите, как распрямятся её плечи и изменится походка! А непоседливому шкоде и сорванцу будет полезно почувствовать себя рыцарем, ответственным за спасение мира.

Найдите с малышом большую коробку и сделайте из неё волшебный сундук. Его можно наполнить содержимым бабушкиного шкафа: яркими платками, перьями и замысловатыми беретами. Предложите своему ребёнку постепенно доставать оттуда эти «аксессуары» и примерять на себя. Попросите своё чадо рассказать о персонаже, в которого он перевоплотился: что он любит, с кем дружит, счастлив ли он, а может, нуждается в помощи? Ваша задача – собрать максимальное количество информации о придуманном герое, ведь он – прямое отражение личности вашего дитяти. Находясь в образе, с одной стороны, малыш может выплеснуть подавленные эмоции и желания, а с другой – проиграть разные модели поведения, что поможет ему в общении со сверстниками.

Кстати, переодевание поможет и вам. Превратившись в волшебницу, королеву или повелительницу джунглей, вы можете привести в чувство ваше расшалившееся чадо – ребёнок примет условия игры и с радостью будет выполнять данные вами «ответственные поручения».

Пользуясь своей «королевской» властью, вам будет проще уговорить непоседу собрать игрушки или, например, застелить кровать.

Выбирая сказку для чтения на ночь, избегайте печальных и мрачных сюжетов – позитива в истории всегда должно быть больше, чем негатива. Лёгкие волшебные сказки – лучший вечерний вариант. Если вы читаете какое-нибудь большое произведение и прерываетесь на середине, чтобы продолжить завтра, делайте это на нейтральной или хорошей ноте. Если вы оставите малыша в кроватке, закрыв книгу на отрицательном моменте (например, Иван-царевич погиб, а Серый Волк ещё не принёс живой воды), неисключено, что ребёнок будет находиться всю ночь в напряжении и не сможет спокойно спать.

Всему своё время

3 года: Три поросёнка

В 3–4 года детям близки и интересны сказки о животных, причём неважно, что это – стихи Чуковского или незабвенные «Три поросёнка».

4,5 года: Винни-Пух

С 4,5 года дети получают огромное удовольствие, слушая сказки о взаимодействии животных и людей. Иван-царевич и Серый Волк, Кристофер Робин и Винни-Пух – идеальные варианты!

5 лет: Золушка

С 5–6 лет малыш идентифицирует себя уже с человеческими персонажами: мальчики – с рыцарями, девочки – с принцессами. Этих героев ты сможешь отыскать в волшебных сказках Шарля Перро и Андерсена.

7 лет: Придумай сам

В 6–7 лет ребёнок начинает придумывать собственных сказочных персонажей и, конечно, рассказывать о них окружающим. Кстати, именно так родились знаменитые страшилки про «гроб на колёсиках». Услышав от своего чада очередную жуткую историю, не хватайтесь за голову: психологи утверждают, что, пугая своими рассказами окружающих, ребёнок «прорабатывает» свои страхи.

чтение сказок